Свирина Ольга Владимировна,
заведующая отделом внестационарного обслуживания
Речь в моем выступлении пойдет о работе Комплекса информационно-библиотечного обслуживания, который входит в структуру Отдела внестационарного обслуживания населения области. Мое выступление – это подведение итогов деятельности КИБО за период 2017, 2018 и 1 кв. 2019 года.
Сразу хочу напомнить всем присутствующим о том, что у КИБО есть свой сайт, на котором мы размещаем свои виртуальные выставки, обзоры, виртуальные викторины, а также отчеты о своих мероприятиях, акциях, выездах, новинках литературы и т.д. Библиотечный сайт – необходимость нашего времени. Имея его, мы становимся более доступными и привлекательными для удаленных пользователей. С помощью сайта мы решаем свои основные задачи – продвижение книги и чтения, обеспечение информационно-библиотечным обслуживанием жителей г. Пскова и муниципальных образований Псковской области, в том числе населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек.
Изменения в социально-экономической жизни страны потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. На повестку дня стали нововведения, или, как теперь принято говорить, инновации, как необходимый элемент развития любой организации, и библиотек в том числе. Только впитывая и предоставляя своим читателям новые, нестандартные ресурсы, услуги, формы работы можно получить общественное признание, показать социальную значимость библиотек, заинтересовать читателей.
В последнее время у нас сложилась неблагоприятная ситуация с транспортом. По техническим причинам с середины 2018 года мы не можем выезжать по нашим основным маршрутам и стараемся компенсировать это различного рода мероприятиями, выезжая в школы города. Так, например, за 2017 год проведено 3 мероприятия для учащихся городских школ, не считая выездных выставок, а в 2018 году их число выросло до 20. Приведу один пример: в 2018 году КИБО совершил 32 выезда. Из них: 19 – в школы города Пскова и только 13 - по нашим основным маршрутам (напомню, что у КИБО разработано 4 основных маршрута - в деревни и села Псковского, Порховского, Гдовского и Печорского районов).
Фонд КИБО - 2117 экз., из них – около 30 % - книги для детей и юношества. Именно поэтому работа со школьниками является одним из основных направлений деятельности КИБО, тем более, что прочитанная в детстве книга оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Основными направлениями деятельности Отдела по работе со школьниками являются: краеведческое, патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, воспитание экологической культуры детей и подростков, информационная поддержка школьного образования, работа по приобщению детей и подростков к чтению лучших образцов художественной литературы, работа в рамках тематических годов.
Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Национальная программа поддержки и развития чтения одной из главных своих задач считает возрождение у подрастающего поколения интереса к чтению, возвращение его в ранг активных читателей.
В наш информационный век многие дети и подростки очень мало времени проводят с книгой. Начиная уже с младших классов и до окончания школы у ребят преобладает больше «деловое чтение» и почти исчезает «досуговое».
Каждый возраст читателей-школьников имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности, которые необходимо учитывать при руководстве детским чтением. Отсюда можно сформулировать основные требования к руководителю детским чтением:
- знать потребности и пристрастия читателей разного возраста;
- знать новинки современной детской литературы наряду с великими книгами, которые, бесспорно, всегда современны;
- быть носителем культуры чтения,
- быть примером, способным увлечь за собой в мир лучшей, дающей пищу для ума и для сердца, книги.
В текущем, 2019 году, КИБО работает в рамках циклов мероприятий по утвержденному плану:
- Областная военно-патриотическая акция «Экспедиция памяти»;
- «Год театра в России»;
- «Сохраняем народные обряды и традиции»;
- «С книгой мир добрей и ярче»: мероприятия в рамках детского летнего чтения.
В своей работе мы используем как традиционные, исторически сложившиеся формы библиотечных мероприятий, так и инновационные, которые появились с изменением места и роли библиотек на информационном и досуговом рынках.
Всего за указанный выше период Отделом проведено 28 мероприятий, не считая выездных выставок. Это – Дни информации, Дни библиотеки в школе, обзоры, краеведческие уроки, слайд-презентации, культурно-досуговые мероприятия и т.д.
Примерами традиционных библиотечных мероприятий могут служить:
Дни информации:
- «Тысяча мудрых страниц»: обзор новинок энциклопедической и справочной литературы;
- «Чтобы помнили»: к Дню Победы и др.
Дни библиотеки в школе:
- «Как сдать экзамены на «5»;
- «Веселых детских книг творец»: игра-путешествие по страницам любимых книг Н.Н. Носова (к 110-летнему юбилею писателя);
- «Необъятен и велик мир волшебных детских книг»: литературный фристайл по любимым произведениям известных детских писателей;
- «Радость дарят любимые книги»: слайд-путешествие по страницам любимых детских книг (в рамках недели детской и юношеской книги);
- «Выбери свое будущее»: беседа-совет по профориентации школьников и др.
Без работы с краеведческой книгой и пропаганды краеведческих знаний нельзя представить сегодня деятельность любой библиотеки, особенно с детской аудиторией, поэтому для ребят начальной школы мы проводим краеведческие уроки, т.к. по нашему глубокому убеждению каждый уважающий себя гражданин должен знать литературу и культуру своей малой Родины. Особой популярностью пользуется мероприятие «Псковские писатели – детям», которое мы провели за истекший период в разных классах и на нескольких площадках:
- для четвертых классов МПЛ № 8;
- для детей начальных классов Талецкой основной общеобразовательной школы д. Гора Каменка Псковского района;
- для детей пятого класса СОШ № 17.
На сегодняшний день библиотечные мероприятия больше становятся похожи на культурно-досуговые. Выбирая новые формы работы, которые диктует время, наш Отдел, прежде всего, ориентируется на то, что ожидают от нас дети, что им может понравиться, ведь сегодня очень непросто удивить и заинтересовать современных школьников, ведь только в этом случае можно рассчитывать на результат. Что же важно для школьников?
- наглядность (при подготовке к мероприятию обязательно используем слайд-презентации с сопроводительным материалом);
- викторины, конкурсы, игры, загадки (тоже обязательно присутствуют);
- видеоролики (мультфильм по тематике мероприятия, видеосюжеты и т.д.);
- музыкальная пауза, разминка (дети устают долго сидеть);
- «раздаточный материал» каждому присутствующему по теме мероприятия (например, памятка по ПДД; список литературы; лист с раскраской; гимн Пскова; шуточные правила поведения в театре и т.д.).
Все эти пункты обязательно включаются в стандартное мероприятие в рамках классного часа или урока внеклассного чтения (минут на 40-45). Эффективность от такого рода мероприятий - очевидна.
С каждым годом мы стараемся расширять партнерские связи. Если в 2017 году нашими постоянными партнерами были: МБОУ «МПЛ № 8»; МБОУ «СОШ № 23 с углубленным изучением английского языка»; СОШ № 24, МАОУ «Лицей экономики и основ предпринимательства № 10», то в 2018 и 2019 году добавились: МБОУ «Лицей «Развитие»; МБОУ «СОШ № 17»; СОШ № 47.
Толчком, побудительным мотивом для появления новых форм работы послужило желание сотрудников Отдела как-то иначе, более творчески, с фантазией представлять школьникам привычную информацию. Особенно простор для творчества, игры представился в рамках подготовки мероприятий, посвященных Году театра. Сотрудники Комплекса информационно-библиотечного обслуживания предлагают познакомиться с той работой, которую проделали и еще проведут сотрудники Отдела под эгидой этого года:
- в феврале на сайте КИБО представлен виртуальный обзор к 290 - летнему юбилею русского актера и театрального деятеля Ф.Г. Волкова «История в лицах»;
- 25 марта в СОШ № 23 с углубленным изучением английского языка прошел мастер-класс по изготовлению кукольной игрушки-марионетки;
- 26 марта в Актовом зале областной научной библиотеки для детей городских школьных лагерей лицея «Развитие» и СОШ № 47 прошло мероприятие «Этот мир чудесных превращений»: театральная мозаика, приуроченное к Международному дню театра, основная цель которого – через игровые театрализованные формы поднять престиж чтения среди юных читателей;
- в апреле нас ждут с мероприятием «Этот мир чудесных превращений»: театральная мозаика в нескольких классах лицея «Развитие»;
- 8 апреля 2019 года в СОШ № 24 состоится творческий фестиваль «Его величество Театр» в рамках «Недели начальной школы», который соберет детей из разных школ города.
Цели и задачи своеобразного мероприятия-синтеза:
- объединить детей в творческом процессе, раскрыть им интересный мир театрального искусства;
- активизировать деятельность каждого ребёнка в поиске и передаче сценического образа с помощью разнообразных выразительных средств;
- воспитывать готовность к творчеству, развивать способности детей, их творческую индивидуальность, инициативу;
Это будет комплексное мероприятие, в которое будут включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, выступления детей из творческих студий, викторины и т. п., соединенные общей темой. Библиотека плюс театр – это замечательное содружество в деле воспитания и образования молодого поколения и продвижения чтения;
- в октябре текущего года пользователи библиотеки совершат вместе с сотрудниками КИБО виртуальное путешествие «Театра мир откроет нам свои кулисы…»;
- возможно, скоро мы попробуем новую форму встречи с книгой через кукольные постановки, как игровую форму работы. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе и его творчестве, рекомендовать книги. Можно организовать театр книги и показывать инсценировки известных детских произведений, сказок.
Работа Отдела в рамках этого тематического года поможет в решении следующих задач:
- популяризация творчества русских и зарубежных писателей и поэтов;
- популяризация литературы по искусству;
- приобщение читателей к литературному наследию русских и зарубежных писателей посредством театрализованных представлений;
- привлечение новых пользователей в библиотеку.
Мы постарались сделать мероприятия, посвященные Году театру более зрелищными, эмоциональными, в которых ребята-зрители сами становятся участниками происходящего. Надеемся, что новый формат встречи с книгой через театральные постановки и представления понравится читателю-зрителю и станет популярной формой привлечения новых читателей в библиотеку
Книжные выставки по-прежнему остаются одной из основных форм наглядной пропаганды литературы. Для школьников мы предлагаем следующие выставки:
- тематические выставки;
- выставки к юбилейным датам детских писателей и поэтов;
- выставки к знаменательным и памятным календарным датам.
По способу подачи материала мы стараемся вводить новые формы: выставка-беседа, выставка-совет, выставка-презентация, выставка-диалог, выставка-кроссворд и т.д.
В 2018 году было организовано 29 выставок. Из них:
- к знаменательным и памятным календарным датам (11):
- «Новогодний книжный карнавал: зимняя сказка в произведениях русских и зарубежных авторов»;
- «В сердцах и книгах – пямять о войне»;
- «Талант, отданный детям»: к 100-летию со дня рождения Б.В. Заходера в рамках мероприятия «Король Вообразилии» – 4;
- «И пою я оду маме»: к Дню матери в России;
- «С книгой по дорогам детства» (в рамках Дня библиотеки в школе «Веселых детских книг творец»: игра-путешествие по страницам любимых книг Н.Н. Носова (к 110-летнему юбилею писателя);
- «По секрету всему свету» (в рамках мероприятия «В стране веселого детства»: устный журнал к 105-летнему юбилею В.Ю. Драгунского;
- «Новогодняя карусель» (в рамках новогоднего мероприятия) – 2;
- тематические выставки (12):
- «Лучшие книги-лауреаты литературных премий 2017 года»;
- выставка в рамках Дня библиотеки в школе для учащихся начальных классов МПЛ № 8 «Необъятен и велик мир волшебных детских книг»: литературный фристайл по любимым произведениям известных детских писателей);
- «Чтение – дело семейное»;
- «Родной земли очарованье: природа в произведениях художественной литературы»;
- «Новинки детской художественной литературы»;
- «Правила движения достойны уважения» (в рамках мероприятия в СОШ № 17 «В Стране дорожных знаков»: игра-путешествие по правилам дорожного движения);
- «Псковские писатели - для детей» (в рамках мероприятия «Псковские писатели – детям») – 5;
- виртуальные выставки на сайте КИБО (6):
- «Раз в крещенский вечерок…»;
- «Следим за здоровьем зимой»;
- «С природой одною он жизнью дышал»: к 145-летию со дня рождения М.М. Пришвина;
- «Фантазии полет небесный», приуроченная к 200-летию со дня рождения выдающегося деятеля балетного искусства М.И. Петипа;
- «Их жизнь - сюжеты для романов» (что читать о знаменитых женщинах?): к Международному женскому дню 8 марта;
- «В книжной памяти мгновения войны»: по страницам современной художественной литературы (к Дню Великой Победы) и др.
Обзоры тоже широко представлены в нашей работе. Это и традиционные библиографические обзоры, и виртуальные обзоры на сайте КИБО. Назову некоторые примеры виртуальных обзоров:
v «Огромный мир перед тобой…»: приглашаем в путешествия вместе с «Амфора Travel» (в рамках Года экологии);
v «Патриарх русской сцены»: к 290-летнему юбилею русского актера и театрального деятеля Ф.Г. Волкова из цикла «История театра в лицах»;
v «На драконе полетим или замок сам дойдет?»: обзор новинок на сайте КИБО из цикла «За гранью реального»;
v «Навстречу приключениям» (в рамках юбилея одной книги). Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан» (140 лет) и «Дети капитана Гранта» (150 лет) и др.
Особенно популярными за этот период стали мероприятия:
v «Король Вообразилии»: к 100-летнему юбилею со дня рождения Б.В. Заходера – 4;
v «Псковские писатели-детям» - 6;
v «В стране веселого детства»: устный журнал к 105-летнему юбилею В.Ю. Драгунского - 2;
v «В Стране дорожных знаков»: игра-путешествие по правилам дорожного движения;
v «Природа - это дом, в котором мы живем!», проводимое в рамках Года экологии.
Особым спросом у читателей-школьников пользуются виртуальные викторины, которые мы выставляем на сайте КИБО. Приведу примеры некоторых из них:
«Кладовая природы»: экологическая викторина для детей по страницам Красной книги Псковской области;
«Для каждого возраста свой Пушкин»: виртуальная викторина по сказкам А.С. Пушкина (к Пушкинскому Дню России);
«Бесконечные фантазии»: к 90-летнему юбилею Ирины Токмаковой;
«Детская поэзия Е. Благининой»: к 115-летию со дня рождения Е. Благининой;
«Из какой басни И. А. Крылова афоризм?» и другие.
В своей работе мы стараемся изучать опыт работы других библиотек с целью внедрения в практику работы наиболее интересных форм библиотечной работы.
При проведении мероприятий сотрудники Отдела активно используют игровые элементы, т.к. для детей игра – сфера их социального творчества, поиск себя в коллективе, место общественного и творческого самовыражения. К тому же, она создает эмоциональный настрой на восприятие новой информации.
Приведу названия некоторых мероприятий такого рода, проведенных в 2018 году:
- «В Стране дорожных знаков»: игра-путешествие по правилам дорожного движения;
- День библиотеки в школе «Необъятен и велик мир волшебных детских книг»: литературный фристайл по любимым произведениям известных детских писателей;
- День библиотеки в школе «Веселых детских книг творец»: игра-путешествие по страницам любимых книг Н.Н. Носова (к 110-летнему юбилею писателя);
- «Давайте любимые книжки откроем»: литературный круиз по произведениям С.В. Михалкова: к 105-летию со дня рождения (в рамках Недели детской и юношеской книги) и др.
Стараемся внедрять нестандартные формы библиотечных уроков: урок-беседа, урок-путешествие, урок-рекомендация, урок-игра, урок-память Это уже не монолог, а диалог со школьниками.
Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности нашего отдела, главная задача которого - охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению, а заодно и привить любовь к книге.
Наблюдая за школьниками при выездах, общаясь с ними на мероприятиях, мы наблюдаем такую тенденцию:
во-первых, интерес к настоящей художественной книге в последние годы падает (проще и быстрее посмотреть фильм по программному произведению, и учителя это практикуют). Но при просмотре фильма фантазия не развивается, она ограничена только спецэффектами. Книга же тренирует воображение, делая наш мозг более пластичным;
второй, не менее важной проблемой является то, что дети не умеют правильно распорядиться своим свободным временем, не умеют организовать свой досуг. Наша задача как руководителей чтения - помочь им в этом, создать условия для свободного развития личности ребенка, развития их творческих способностей. Для этого в своей практике мы используем разнообразные формы работы с детьми и программы летнего чтения.
Летняя пора - самый активный сезон в работе с читателями-детьми, время творчества, фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы. В рамках летнего чтения «С книгой мир добрей и ярче», которое в 2019 году будет проходить под девизом «Читающие дети умнее всех на свете» мы опять встретимся со школьниками городских школьных лагерей и подарим им незабываемую встречу с книгой.
Ежегодно наш отдел старается проводить акции. Так, с 20 марта по 20 апреля 2018 года КИБО Псковской областной универсальной научной библиотеки провел выставку фоторабот «Селфи с любимой книгой». Для нас было важно – еще раз привлечь внимание детей к книге и чтению, дать им возможность проявить талант фотохудожника, стимулировать их творческую активность, что и стало целью акции.
Хочется отметить, что наибольшее количество участников было из МБОУ «Лицей «Развитие», МАОУ «СОШ № 47», МБОУ «МПЛ № 8» и др. Стали участниками ребята не только из города Пскова, но и Псковской области (например, из г. Пустошка), а также дети с ограниченными возможностями, что особенно приятно и трогательно. Но каких бы возрастов, из каких бы районов, школ не были бы дети, всех их объединяет одно - любовь к книге, желание и стремление читать.
В 2019 году в рамках Дня святого Валентина (праздника всех влюбленных) Отдел провел акцию среди учащихся школ города «Признание в любви»: напиши валентинку любимой книге, в которой приняли участие 3-е, 5-е, 7-е классы лицея «Развитие», ученики 4-х классов МПЛ № 8.
Участвуя в акции, у ребят появилась уникальная возможность – признаться в своих симпатиях к любимым книгам и рассказать об этом другим. Чтение во время цифрового контента меняется, но это не значит, что этот процесс доставляет меньше удовольствия. Как раз наоборот, самое большое удовольствие - это то, что мы читаем, а не откуда черпаем информацию. У каждого читающего человека есть свои любимые произведения, хотя порой бывает трудно объяснить, почему нам нравится та или иная книга, тот или иной автор, просто хочется еще и еще раз перечитать их.
Приняв участие в акции, возможно, кто-то вспомнит о своей любимой, но забытой книге; кто-то захочет дочитать отложенное когда-то произведение; кто-то услышит об интересном издании и придет в библиотеку, чтобы взять его, а кто-то просто задумается, какое место занимает книга в его жизни. Людвиг Фейербах писал: «С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни».
Наша задача – воспитывать интерес и любовь к книге, открывать читателю (особенно ребенку) то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Говоря словами итальянского поэта Ф. Петрарки, «в книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас».
Ранее чтение являлось одним из самых распространенных видов досуга. Очень приятным и полезным досугом, надо сказать. А вот сейчас книгу все чаще заменяют электронные устройства. Важно научить школьников - не утопать в гаджетах, а правильно балансировать между ними и книгами, которые по-настоящему открывают глаза и заставляют увидеть прекрасное в мелочах.
Приобщение ребенка к книге и чтению — сложный воспитательный процесс, требующий от библиотекаря определенных знаний, умений и навыков. Но мало только приобщить ребенка к книге, воспитать Читателя, необходимо еще и воспитывать чтением. Правильно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, не менее важна, чем правильно выбранное лекарство. С. Я. Маршак писал: «Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова…».