Акинфиева Ольга Вадимовна,
заведующая отделом координации деятельности библиотек области
ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»
Качественное библиотечное обслуживание населения, в первую очередь, зависит от профессиональной компетентности библиотечных специалистов, одной из составляющих которой является свободный доступ библиотекарей к информационным ресурсам, отражающим современные тенденции развития библиотечного дела.
Безбарьерный, свободный доступ к профессиональной информации – несомненно, важный фактор устойчивого развития любой библиотеки. Для развития безбарьерной среды необходимо сочетание двух компонентов: преодоление стереотипов мышления и устранение информационных барьеров.
Методическая деятельность Псковской областной универсальной научной библиотеки в настоящее время направлена на:
- создание действенного механизма управления изменениями, которые происходят в библиотечном сообществе региона,
- на внедрение передовых библиотечных информационных технологий,
- оказание методической помощи в организации библиотечного обслуживания библиотекам области, особенно на селе;
- повышение профессионального уровня работников библиотек и удовлетворение информационных потребностей библиотечных специалистов.
- подготовку методических пособий и рекомендаций различной тематики.
Для установления горизонтальных связей на региональном уровне с областными библиотеками в 2009 году создан областной методический совет, который действует на основании «Положения об областном методическом совете». В состав совета входят: заведующие методическими отделами ПОУНБ и ПОБДЮ, ведущие специалисты областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Заседания областного методического совета организуются два раза в год.
Областной методический совет:
- способствует координации методической деятельности областных библиотек, выработке единых решений и рекомендаций по ведущим направлениям;
- обсуждает сводные текущие и перспективные планы методической работы; проекты нормативных документов; программы повышения квалификации, областных конференций, зональных школ качества;
- заслушивает отчеты о работе отдельных библиотечных объединений и другое.
На заседаниях методических Советов обсуждаются: сводные Планы мероприятий библиотек Псковской области к Году сельских библиотек (2013), к Году культуры (2014), к Году литературы (2015), итоги Года сельских библиотек, областных конкурсов «Библиотека года», инновационных проектов «Успешная библиотека», региональные проекты для детей и юношества, итоги исследований, итоги экспертно-диагностических оценок деятельности библиотек области, аудитов модельных библиотек, совместные издания и т.п.
Для установления вертикальных связей как сферы влияния на муниципальные библиотеки области с ними заключены договоры о совместном участии ПОУНБ и учреждения культуры в формировании единого профессионального библиотечного пространства и обслуживания населения Псковской области
Предметом договора является координация и кооперация деятельности в области методической, исследовательской, библиографической, издательской, выставочной и информационной работы.
Стороны сотрудничают и внедряют в свою деятельность эффективные практики библиотек России и зарубежья, а также совместно развивают и совершенствуют деятельность библиотек для качественного обслуживания населения Псковской области.
В соответствии с данным договором успешно реализуется проект «Передвижной методический центр зональной школы качества».
Передвижной методический центр создан в Невельской, Островской, Новосокольнической, Порховской зональных школ качества, являющихся методическими базами для районов, входящих в закрепленную за ними территорию.
Цель создания:
Оперативное ознакомление библиотечных специалистов с актуальными материалами по библиотечному делу для дальнейшего улучшения качества библиотечного обслуживания населения области.
Задачи:
- обновление теоретических и практических знаний библиотечных специалистов в соответствии с новыми требованиями и необходимостью решения новых профессиональных задач;
- внедрение инновационных форм и методов библиотечной работы, использование опыта работы библиотек из разных регионов РФ.
Фонд документов передвижного методического центра состоит из:
- нормативно-правовых документов по библиотечному делу;
- новых поступлений методических документов;
- тематических подборок методических изданий;
- материалов (в том числе неопубликованные документы) об опыте работы библиотек России и Псковской области по различным направлениям библиотечной деятельности;
- изданий Псковской областной универсальной научной библиотеки и муниципальных библиотек области по вопросам развития библиотечной деятельности, а также изданий информационного содержания.
Передвижной фонд методических документов формируют отдел координации деятельности библиотек области и сектор научной информации по культуре и искусству.
Для расширения спектра и повышения качества государственной услуги «Методическая помощь библиотекам муниципальных образований» в 2014 году Псковской областной универсальной научной библиотекой было проведено маркетинговое исследование «Потребности муниципальных библиотек в методической поддержке», в котором участвовали специалисты центральных районных библиотек, осуществляющие методические функции.
В ходе исследования определились направления, по которым методическая помощь необходима в первую очередь. В лидерах оказались такие направления, как: «повышение квалификации (83,8 %), «инновационный опыт библиотек» (78,4 %), «продвижение книги и чтения, в т.ч. в виртуальной среде» (64,9 %).
- 48,6 % методистов испытывают трудности в проектной деятельности;
- 45,9 % ждут помощи в «новых подходах к формированию краеведческих ресурсов библиотек»;
- 37,8 % нуждаются в помощи по «совершенствованию библиотечно-библиографических технологий» и «эффективности и качеству услуг библиотеки: критерии / показатели»;
- 35,1 % не отказались бы от помощи по «организации социологических и маркетинговых исследований», а 32,4 % – по «системе планирования и отчетности»;
- 29,7 % испытывают потребность в методической поддержке по «подготовке и изданию пособий»; а 13,5 % – по «организации работы с пользователями в области сохранности библиотечных фондов»;
- 5,4 % отметили такое направление, как: «библиотека в социальном обслуживании людей с ограниченными возможностями здоровья»;
- 2,7 % – «информационную деятельность библиотек в помощь развитию предпринимательства и фермерских хозяйств».
Среди форм методических мероприятий наиболее полезными названы: вебинары – 81,1 % и электронные рассылки материалов – 81,1 %. И это действительно так, в связи с отсутствием средств на командировочные расходы, отсутствием автобусного сообщения в ряде районов Псковской области, вебинары – это оптимальный вариант повышения квалификации специалистов. Благодаря тому, что вебинары проводятся в областной библиотке мы можем более широко представлять ресурсы библиотеки, привлекать самых высококвалифицированных специалистов из любого структурного подразделения.
Все респонденты (100,0 %) ответили положительно на вопрос: «Обращаются ли специалисты вашей библиотеки к разделу «Методическая помощь» на сайте Псковской областной универсальной научной библиотеки и блогу «Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки»?
Частота обращений/просмотров данных информационных ресурсов распределилась следующим образом:
- 40, 0 % – 1 раз в неделю;
- 24,3 % – ежедневно;
- 18,9 % – 1 раз в месяц;
- 16,2 – 2-3 раза в неделю, 2-3 раза в месяц; по мере необходимости.
При этом 100,0 % аудитории признали полезность информации, представленной на блоге «Методическая служба Псковской ОУНБ».
С развитием Интернета все активнее используются новые информационные технологии, которые позволяют библиотекам стать «ближе друг к другу», оперативнее узнавать о профессиональных достижениях коллег, транслировать наиболее значимое и интересное. Электронные каналы обмена информацией позволяют расширить возможности профессионального общения, так как обеспечивают доступ к размещенной на них информации в любое время, в любом объеме и из любой точки земного шара.
В on-line режиме проводится все больше и больше профессиональных мероприятий: конференции, видеолекции, дистанционное обучение, конкурсы, например, Всероссийский конкурс «Библиотекарь года» под эгидой РБА. Для профессионалов создана и активно используется полнотекстовая база данных «Центральные библиотеки субъектов РФ», представленная на сайте РНБ.
На региональном уровне Интернет используется и для проведения вебинаров, и для подведения итогов региональных конкурсов, таких как: «Талантливые и перспективные» и «Виртуальный парад театров книги», и для on-line - общения, например, 22 мая 2014 года нашим специалистам представилась возможность выступить on-line на республиканском семинаре методистов центральных библиотек и библиотечных систем Республики Крым «Системный подход к обеспечению качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотек» А совсем недавно, 25 сентября специалисты региона приняли участие в формате вебинара в межрегиональной конференции по проблемам библиотечной статистики «Что, как и зачем мы считаем?», организованный по инициативе 32 Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу совместно с Чрославской областной универсальной научной библиотекой им. Н.А. Некрасова в рамках сводного плана основных профессиональных мероприятий РБА на 2014 год.
Наш официальный сайт в 2013 году зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), библиотека получила Свидетельство о регистрации средства массовой информации (Эл № ФС77-53556 от 04 апреля 2013 г.).
На сайте предусмотрен специальный раздел «Коллегам». В данном разделе представлены: история отдела с 1946 года, подготовленная к 65-летию образования отдела в 2011 году/; Документы /федеральные, региональные, планы, стандарты/; Проекты и программы; информация о модельных библиотеках (анализ деятельности, примерное положение, рекомендации, публикации и информация о мероприятиях, посвященных этой теме); повышение квалификации (программы, планы); Исследования (включают даже архивные материалы с 2006 года); Конкурсы /информация обо всех региональных конкурсы, которые проводились. История конкурса «Библиотека года» с 2000 года/; Методические издания с аннотациями; сборники «Библиотечное обслуживание населения муниципальными библиотеками Псковской области» /информация представлена с 2007 года/.
Раздел «Муниципальные библиотеки» дает ссылку на «Библиотечный портал Псковской области», который был создан в 2009 году http://portal.pskovlib.ru/ и является интегрированным информационным ресурсом библиотек области, который постоянно совершенствуется. За неимением собственных сайтов (их всего 10 - сеть библиотек – 336 ед.) все муниципальные библиотеки активно используют информационную площадку регионального библиотечного портала.
Большой интерес среди пользователей вызывают такие разделы портала, как «Новости», «Краеведение», «Сельские библиотеки», «Библиотека в печати», «Информационные ресурсы». На библиотечном портале в разделе «Наши издания» размещены аннотированные указатели и издания библиотек – буклеты, путеводители, бюллетени новых поступлений, электронные презентации.
Количество посещений сайта, Библиотечного портала за последние 3 года увеличилось в 2,5 раза.
Продвигать информацию о работе библиотек помогает уже не только web-страница на портале «Библиотеки Псковской области», но и контакты в соцсетях и библиотечные блоги, которые также появились у нашей библиотеки с 2011 года. Блоги гораздо чаще, чем сайт пополняются новым контентом, у них есть возможность подписываться к дискуссиям (комментариям определенной статьи), они более просты в использовании то есть, не требуют больших знаний в программировании, создаются для двухстороннего общения между автором и посетителем.
В настоящее время библиотека ведет три блога:
- «Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки»;
- «Международная школа качества»
- «Псковская библиотечная ассоциация».
Раздел «Методическая служба ПОУНБ» был создан в июне 2011 года и является отражением деятельности нашей библиотеки по методическому обеспечению библиотек области.
Здесь представлены не только методические документы, доклады и выступления, методические консультации, но и презентации, видеоролики, полные тексты методических изданий и т.п.
При работе мы имеем возможность использования современных Интернет-сервисов, которые позволяют разнообразить методическую деятельность и более доступно и интересно представить методическую работу:
CALAMEO – платформа для публикаций документов разных форматов (Word, Pdf, Powerpoint и другие) позволяет представлять полные тексты методических изданий. Это сборник Территория 60, Библиотечное обслуживание населения муниципальных образований Псковской области, а также методические рекомендации по различным направлениям деятельности. На сегодняшний день выложена 51 публикация.
PHOTOPEACH – веб-сервис создания слайд-шоу позволяет знакомить с книжными новинками и периодическими изданиями методической направленности, поступившими в отдел (Новинки профессионалам). SLIDESHARE–сервис позволяет конвертировать презентации PowerPoint и представлять их (мы выкладываем лучшие презентации с обучающих мероприятий). YOUTUBE - интернет-сервис, предоставляющий услуги видеохостинга (сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере), который знакомит с видео в режиме он-лайн («Библиотеки Псковской области», «Современная библиотека: новый взгляд» - ежегодное совещание директоров).
ДИСК GOOGLE–сервис для хранения информации в сети Интернет, позволяет нам размещать любые документы: текстовые, фото и видео.
Для нас очень важна обратная связь, диалог с пользователями, их комментарии. Для нас очень важно знать, что работа, которую мы выполняем, нужна и полезна для методистов.
Пользователи благодарят нас за методическую помощь, за издаваемый сборник "Территория 60", за материалы по повышению квалификации библиотекарей области. Отмечают проект "Школа качества", где получают важные консультации по актуальным темам, на высоком профессиональном уровне, доступные по восприятию. Благодарят за то, что имеют возможность узнавать о деятельности библиотек в разных районах области /экспертно-диагностические оценки, мониторинги деятельности библиотек/, за то, что методические материалы отражают актуальные насущные вопросы. А предоставление и распространение информационных и методических материалов по библиотечному делу – прямая обязанность методических центров.
Не могу не привести пример комментария к методическим материалам об Олимпийских играх: "Молодцы, коллеги! Это такая сейчас редкость, когда библиотеки проводят мероприятия, выпускают информационно-методическую продукцию, посвященную спорту и, в частности, Олимпийским играм. Мне кажется, это очень актуально. Спасибо, вы натолкнули на идею - поделиться в своем блоге воспоминаниями о Московской Олимпиаде, на которой я присутствовала в качестве болельщицы. Успехов и удачи вам, а также процветания вашему блогу!"
Статистика по просмотру наших изданий на CALAMEO свидетельствует о том, что они пользуются спросом. Вот 10 изданий из 51, которые пользуются наибольшей популярностью:
1. Библиотечные акции: как… - с апреля 2014 года 2164 просмотра /перепост блога журнала «Современная библиотека»/
2. Библиотечное обслуживание населения в 2012 году – 1414
3. Нас объединяет книга (о фестивале «Осень в Михайловском») - 1120
4. Где найти читателей газет и журналов - 1118
5. Современные модели библиотек – 390
6. Олимпийские игры - 1018
7. Олимпийские рекорды - 989
8. Экологическое просвещение в библиотеке - 880
9.Менеджмент качества в библиотечной деятельности - 771
10. Профессиональное развитие коллектива – 493
Аудитория нашего блога разнообразна, но больше всего представителей России, Украины, Беларуси, Германии, США, Казахстана, Латвии, Молдовы, Киргизии. Возможно случайно, но посещают блог и представители Франции, ОЭА -8, Польши -4, Нидерландов – 12, Азербайджана, Эстонии, Финляндии, Узбекистана, Вьетнама, Армении, Болгарии, Индонезии, Сербии, Китая, Японии, Чехии, Макао /автономная территория Китая, расположенная на побережье Южно-Китайского моря.
С момента создания блога на 01.10 2014 года зарегистрировано более 340,0 тыс. просмотров страниц (на 1 января 2013 года – 29,0 тыс.), ежемесячно блог посещают до 13,0 тыс. пользователей. Популярность блога растет и наибольшей популярностью пользуются информационные сообщения по планированию деятельности библиотек (мы второй год подряд готовим такие материалы, выкладываем их на блог и получаем большое количество благодарностей, например, таких:
«Спасибо, выдержками из вашего текста Комитет по культуре г. Тобольска объяснил работникам ЦБС как они должны работать.
Только мы не поняли, зачем у вас в тексте лампочка, которую они не смогли убрать из скопированного текста», по экологическому просвещению, популяризации здорового образа жизни, внестационарному обслуживанию, а также по экспертно-диагностическим оценкам библиотек.
В 2013 году в нашем регионе было проведено исследование «Профессиональная информация и коммуникация», целью которого было выявление каналов профессиональной информации и коммуникации библиотекарей региона и круг профессиональных интересов, определяющих обращение к тем или иным источникам информации. В исследовании принимали участие библиотечные специалисты муниципальных библиотек Псковской области.
Какие же каналы профессиональной информации и коммуникации используются библиотекарями?
Основными источниками остаются для большинства специалистов профессиональные периодические издания (78%), на втором месте стоят профессиональные Интернет-ресурсы (72%). Не третьем месте указаны книги по библиотечному делу, методические и библиографические пособия (58 %).
Наиболее полезными в решении практических профессиональных проблем были признаны следующие Интернет-ресурсы: сайт Псковской областной универсальной научной библиотеки (44 %), сайт Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина (28%) и Библиотечный портал Псковской области (26%). Особенно популярны такие разделы как «Псковиана», «Методические советы», «Календарь знаменательных дат» (сайт ПОУНБ), «Методический штурвал» (сайт ПОБДЮ). Значительно реже используются сайты федеральных библиотек.
Из лидеров обращения отмечен сайт Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru) - (28 %), Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) - (20 %). Сайт Российской государственной детской библиотеки (www.rgdb.ru), Российской государственной библиотеки для молодежи (www/rgub.ru). Также отмечены сайты Президентской библиотеки им. Б. Ельцина и Библиотеки Российской Академии наук.
Интерес псковских библиотекарей к профессиональной деятельности коллег других регионов довольно обширен. В 2013 году они выходили на сайты более 40 областных, краевых и республиканских библиотек, а также библиотек различных муниципальных образований. География поисков информации простиралась от Калининграда до Хабаровска, от Мурманска до Краснодара. Фаворитами стали сайты библиотек Свердловской области: Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского (www.book. uraie.ru), Свердловская областная библиотека для детей и юношества (www. teenbook.ru). Псковские библиотекари знакомились с опытом Белгородской универсальной научной библиотеки (www.bgunb.ru), Вологодской областной универсальной библиотеки им. И.В. Бабушкина (www.booksite.ru -), Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова (www. rlib.yar.ru).
Из сайтов муниципальных библиотек области были отмечены сайт Великолукской центральной городской библиотеки им. М.И. Семевского (www.biblio-vluki.ru) и сайт Централизованной библиотечной системы г. Пскова (www.bibliopskov.ru).
В целом анализ анкет позволил сделать некоторые выводы о каналах профессиональной информации и коммуникации. Основными источниками по-прежнему являются печатные издания, но виртуальное пространство осваивается библиотекарями региона достаточно активно.
При выборе Интернет-ресурсов библиотекари муниципальных образований ориентированы, прежде всего, на местные сайты. Поэтому областные методические центры постоянно анализируют качество размещаемой информации, ее актуальность, оперативно ее обновляют.
Для того, чтобы свободно общаться с виртуальными пользователями надо уметь использовать информационные технологии в своей работе. В нашей области все центральные библиотеки подключены к скоростному интернету, постоянно увеличивается количество компьютерной техники в библиотеках, открываются модельные библиотеки. Только за 2 последних года открылось 50 модельных библиотек.
Мы уделяем большое внимание обучению: проводим на Зональных школах качества занятия по теме «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотек» для библиотечных специалистов муниципальных библиотек, в том числе и для сельских библиотекарей; для методистов - Дни методиста по теме «Методист поколения 2.0»; вебинары - по работе с порталом, блогом, в социальных сетях (две трети псковских библиотек уже представлены в социальных сетях).
Свое выступление я хочу завершить словами кандидата педагогических наук, доцента, академика Международной академии информатизации Юлии Борисовны Авраевой: "Профессия методиста - это профессия информационная, библиотекари из первых рук получают информацию о новом, передовом на семинарах, курсах, научно-практических конференциях, через Интернет. Информация для методиста ХХI века - важнейший ресурс, без которого он не может осуществлять свое творчество и общение».
Нам, методистам необходимо соответствовать времени, в котором мы живем, и научиться открыто и доступно рассказывать о своих ресурсах коллегам – реальным и виртуальным, с которыми мы общаемся на сайтах и на блогах – в бескрайнем Интернет-пространстве. И тогда диалог обязательно получится.